Инструкция по
экологическим
документам
ECO-SPECIALIST
эл. почта: greeglo@yandex.ru
сайт: http://eco-specialist.ru
июнь 2022 г.
тел: +79649291597
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________________ 3
КОМУ НУЖНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ _________________________ 4
Разберёмся немного с терминами _____________________________________ 4
Кому нужны экологические документы _________________________________ 4
Группа без категории ________________________________________________ 9
Кому не нужны экологические документы ______________________________ 9
За и против _______________________________________________________ 10
Некоторые основания ______________________________________________ 11
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ________________________________ 12
Так стоит ли браться самому? _______________________________________ 12
Определение перечня документов ___________________________________ 13
Как разработать документы самому __________________________________ 13
Как проводить проверку правильно ___________________________________ 14
АУТСОРСИНГ ______________________________________________________ 18
Какие документы заказывать и в каком порядке ________________________ 18
В какой момент начинать ___________________________________________ 19
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ___________________________________________ 20
Реальные ситуации ________________________________________________ 20
Административное правонарушение __________________________________ 20
Приостановление хозяйственной деятельности _________________________ 23
КАК СТАТЬ ЗЕЛЁНОЙ КОМПАНИЕЙ ___________________________________ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ _____________________________________________________ 27
3
ВВЕДЕНИЕ
В этой инструкции мы расскажем о том, на каком предприятии должны быть
экологические документы, какие именно и браться ли за их разработку самому. За
советами мы обратились к Веренкову Евгению, руководителю компании «Eco-specialist»
и инженеру-экологу с шестилетним стажем. Инструкция будет полезна для:
- владельцев и управленцев компаний;
- лиц, принимающих решения;
- влиятельных людей в бизнесе;
- бухгалтеров (если вы ответственны за всю отчётность).
В тексте используются следующие сокращения:
НВОС негативное воздействие на окружающую среду;
ЗВ загрязняющие вещества;
ЦСВ централизованная система водоотведения;
ТКО твёрдые коммунальные отходы;
НМУ неблагоприятные метеорологические условия;
ОС окружающая среда.
4
КОМУ НУЖНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Разберёмся немного с терминами
Сразу нужно понимать, что разработка документов может быть добровольная
(например, зелёная сертификация зданий «Leed») и обязательная. И в первой части
инструкции мы будем говорить о тех документах, которые от нас требуют
государственные органы.
Изучая экологическое законодательство, можно понять, что контролю и отчетности
подлежат объекты негативного воздействия на окружающую среду, на которых
производится хозяйственная деятельность.
Объектом может быть как магазин, так и производственная площадка. У каждого
объекта свой адрес. Всем объектам присваивается категория, которых всего 4 (I, II, III и
IV). Категория влияет на уровень надзора и на требования к документам. Чем выше
категория, тем больше необходимо документов. Поэтому стоит учесть, что для разных
компаний и разных объектов требуется разный пакет документов.
Кому нужны экологические документы
Отвечая абстрактно и грубо на этот вопрос, можно сказать: «почти всем офисам
тоже)». Если быть более точным, то всем юридическим формам хозяйственной
деятельности (ИП, ООО, АО, КФХ и т.д.), которые имеют объекты негативного
воздействия, отнесенные к любой категории.
Объект негативного воздействие на окружающую среду
(НВОС) это объект капитального строительства и (или)
другой объект, а также их совокупность, объединенные
единым назначением и (или) неразрывно связанные
физически или технологически и расположенные в
пределах одного или нескольких земельных участков.
5
Примеры областей деятельности и декларированных категорий объектов:
металлургическая и химическая промышленность, добыча и переработка
полезных ископаемых, производство энергии, захоронение и обезвреживание отходов
и т.д. (I категория);
производство бумаги и целлюлозы, добыча и переработка нефти, производство
продуктов питания и т.д. (II категория);
объекты имеющие достаточно стационарных источников
загрязнения/использующие воду в промышленных нуждах/некоторые объекты, которые
не вошли в критерии для I и II категории (III категория);
все остальные объекты (IV категория).
С производством и химическими комбинатами более-менее понятно почему их стоит
контролировать. Присвоение таким объектам категории выполняется по типу
деятельности.
Но что с теми компаниями, которые воздействуют на окружающую среду неочевидно?
Если тип их деятельности не прописан в критериях, то как они влияют?
Таким объектам присваивают не типовые категории. И в одном случае магазин будет IV
категории, а в другом случае магазин с собственной котельной уже III категории.
Государственные органы смотрят на присутствие следующих факторов на объектах:
- наличие стационарных источников загрязнения (это всё что может выбрасывать
загрязняющие вещества: склад муки, котельная, плита для жарки, стоянка
автотранспорта, окрасочные работы, испарение масла в механизмах, ёмкости с
топливом, электрогенераторы, сварка, металлообработка, деревообработка, любые
двигатели внутреннего сгорания, биотуалет и т.д.);
- наличие в выбросах веществ 1 и 2 класса опасности, а также радиоактивных веществ;
- общая масса загрязняющих веществ от источников (порог составляет 10 тонн и обычно
у не производственников масса меньше);
- наличие сбросов загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения
(исключение - воды для бытовых нужд) или сбросов в водный объект;
- осуществление строительства (порог 6 месяцев).
После комплексного анализа деятельности можно делать вывод о декларируемой
категории объекта.
Некоторые примеры:
вы владелец арендуемого офиса в большом здании, и просто оказываете услуги.
Скорее всего в договоре аренды прописан пункт только по вывозу мусора. А из этого
6
следует, что отчитываться за образование и движение отходов (мусор от офисных
помещений) необходимо будет собственнику отходов, то есть владельцу арендуемого
офиса. В течении 6 месяцев после въезда в офис, нужно поставить этот объект на учёт
и можно смело декларировать объект без категории. Соответственно в ваши
обязанности будет входить только сдача отчёта 2-тп (отходы) каждый год,
паспортизация одного отхода (мусор от офисных помещений), если не образуется
ничего другого (лампы, картриджи). А также плата за НВОС у вас будет нулевая, так как
за захоронение твёрдых коммунальных отходов (ТКО) платит региональный оператор;
вы владелец сети ресторанов в одном городе. Каждый ресторан будет считаться
объектом воздействия, так как скорее всего, в ресторанах есть кухня с плитами (плиты
являются источником загрязнения атмосферного воздуха), а также производятся
операции с отходами производства и потребления. Все объекты можно декларировать
IV категории (перечень документов см. ниже);
вы владелец магазина. В этом случае ситуация такая же, что и с офисом, только
отходы будут немного другие (от помещений торговли продовольственными или
промышленными товарами);
вы директор школы. Этот объект обычно имеет более сложную структуру со своим
цехом приготовления пищи, а также отопительным агрегатом. Типов отходов будет
больше, поэтому можно предположить, что этот объект будет III или IV категории.
Если осуществлялась постановка объекта на учёт, то категорию можно узнать, на этой
странице по ИНН - https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos.
7
2%
11%
53%
34%
Распределение объектов по категориям
(по открытым данным Росприроднадзора 2022 г)
Кат.I (7707 объектов)
Кат.II (47800 объектов)
Кат.III (229090 объектов)
Кат.IV (146261 объектов)
8
P.S. Критерии отнесения объектов к категориям распространяются на всю Россию, но
трактовка в регионах может отличаться. Например, в течении нескольких лет в
Астраханской области офисам присваивали III категорию (они соответствовали
критерию: хозяйственная и (или) иная деятельность, не указанная в разделах I, II и IV),
что накладывало несоизмеримую ответственность на обычные офисы. Им приходилось
вести программу экологического контроля. В Краснодарском крае офисы относили к IV
категории или вовсе к объектам без категорий.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N2398 принесло больше
ясности в таких вопросах.
6501
1303
26217
6909
5811
12710
2948
2966
3480
11672
6909
3573
4594
6752
4050
6416
10144
2758
5103
715
2612
4250
3889
1223
4298
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
Алтайский край
Севастополь
Краснодарский край
Красноярский край
Приморский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Нижегородская область
Ивановская область
Иркутская область
Республика Ингушетия
Калининградская область
Тверская область
Калужская область
Камчатский край
Кемеровская область
Распределение объектов по некоторым регионам
(по открытым данным Росприроднадзора 2022 г)
9
Группа без категории
Среди объектов, есть отдельная категория «без категории». Это объекты, которые
подходят под следующие критерии:
- на объекте отсутствуют стационарные источники выброса загрязняющих веществ (ЗВ)
в окружающую среду (ОС);
- на объекте отсутствуют сбросы ЗВ в системы водоотведения, образовавшихся в
результате использования вод не для бытовых нужд;
- не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 критериев.
Например, у вас поле для выращивания капусты, которую вы сажаете вручную. У вас
нет площадки для отстоя сельскохозяйственной техники, нет амбаров хранения
продукции, а выращивание происходит без внесения удобрений. А также поле не
находится в водоохранной зоне или на особо охраняемой природной территории. На нём
не должно быть источников загрязнения, и при деятельности не производится сброс
сточных вод для промышленных нужд.
Основные примеры объектов без категории:
офисы
ТСЖ
СНТ
КФХ
К этой группе объектов НВОС предъявляются самые минимальные требования, но они
всё же есть (см. таблицу в приложении).
Кому не нужны экологические документы
Сразу стоит исключить из группы «кому необходимы документы» физических лиц.
Также не стоит беспокоиться компаниям, которые не имеют объектов воздействия.
Например, если вы оказываете услуги по ремонту домофонов на месте и не имеете ни
офиса, ни специального помещения для ремонта.
Или, например, вы самозанятый, который работает из дома.
То есть принцип тут такой: отсутствие объекта.
10
За оформление документации или против?
Огромное количество объектов не ставят на учёт и не ведут документацию, по
соображениям «остаться в тени». Большая доля таких объектов находится в удаленных
сельских поселениях.
Такие решения только на ответственности владельцев. Если поступит жалоба и
нагрянет внезапная проверка, собрать испрашиваемые документы в срок будет
невозможно. Например, был случай, когда инспектор, превышая свои должностные
полномочия заехал на понравившуюся базу отдыха, и таким образом привлёк внимание
к объекту.
В 2021 выявлен рост зафиксированных экологических нарушений по сравнению с
прошлыми годами почти в два раза. Доля выигранных судебных дел снижается с 47%
до 44%.
618 735
1301
1670
2019 2021
РАССМОТРЕННЫЕ СУДЕБНЫЕ ДЕЛА
Кол-во решений в пользу Росприроднадзора
Кол-во решений в пользу природопользователя
11
Некоторые основания
На основании 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное
воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. На основании приказа
Росстата №698 юридические лица и физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами производства и потребления обязаны заполнить форму 2-тп
(отходы).
На основании Постановления правительства от 30 июня 2021 года N 1096 «О
федеральном государственном экологическом контроле адзоре)» производится
надзор за объектами и юридическими лицами.
ЗА
снижение расходов
(затраты на оплату
штрафов (до 500
000 р) и на
выполнение
предписания будут
выше)
наличие мощного
хода в запасе на
случай жалобы
отсутствие риска
прекращения
деятельности
готовность к
проверкам
повышение
лояльности
клиентов к
зелёным
компаниям
ПРОТИВ
финансовая
нагрузка на
начальных этапах
12
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ
Так стоит ли браться самому?
На практике наиболее часто компании пытаются сделать сами статистическую
отчётность (2тп, 4ос), журнал отходов, декларацию о плате за НВОС.
Проекты (нормативов допустимых выбросов (НДВ), санитарно-защитной зоны (СЗЗ),
зоны санитарной охраны (ЗСО) и т.д.), а также инвентаризации делаются на
специализированных программах большой стоимостью людьми с обучением, поэтому
влезать в разработку таких документов никому не советуем.
Из числа компаний, взявших на себя разработку, примерно ¾ непроизвольно, в силу
специфики области, искажают сведения и совершают ошибки в отчётности.
Найм в штат постоянного эколога наблюдается только в крупных организациях с
достаточным количеством объектов НВОС и соответственно достаточным объёмом
работ.
Наблюдается тенденция увеличения компаний, которые увольняют экологов с
предприятий и переходят на аутсорсинг к профильным экологическим фирмам.
Например, на практике один завод железобетонных конструкций, имеющий три объекта
НВОС, в том числе порт для перегрузки своего товара на суда, признал, что держать
эколога в штате более затратно нежели платить экологической фирме.
Своими силами
8%
Привлечение
подрядной
организации
70%
Привлечение
частного
инженера-эколога
22%
Делегирование разработки экологических
документов
13
Определение перечня документов
Первое с чего нужно начать определение перечня это с постановки объекта НВОС на
государственный учёт в орган Росприроднадзора с присвоением категории объекта.
Определить категорию возможно ещё до постановки на учёт в соответствие с
критериями в постановлении №2398.
У каждого объекта своя категория, поэтому необходимо определить и выделить все
объекты. Так если объектов много, и они находятся по разным адресам у каждого из них
будет своя категория воздействия.
Все требования к наличию тех или иных документов раскиданы по федеральным
законам и другим подзаконным актам. Ваш перечень будет зависеть от категории
объекта негативного воздействия и специфики деятельности. После постановки
объекта, перечень документов для него определяется, проводя объект по нужной
колонке, выявляя наблюдаемые события и отмечая необходимые документы (см.
таблицу в приложении).
Как разработать документы самому
Если вы всё же решили попробовать сами сделать документы, например 2тп (отходы) и
сдать их, обращаем ваше внимание на следующие пункты:
1. Отчёт лучше всего заполнять на официальном сайте Росприроднадзора
https://lk.rpn.gov.ru
2. Заранее позаботьтесь об электронной цифровой подписи. На данный момент именно
этот отчёт перестали принимать в бумажной форме.
3. Авторизоваться на сайте лучше через госуслуги, так будут доступны ваши объекты
при внесении данных.
4. Росприроднадзор на своих сайтах выкладывает инструкции по заполнению форм, в
том числе и для 2тп (отходы).
5. Рекомендуем ознакомиться с основными понятиями (хранение, обработка,
захоронение и т.д.) в 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Например, в
раздел «сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов» часто вносят
данные, не подозревая, что под таким объектом подразумевается специализированный
полигон.
6. Необходимо прочитать внимательно документ на основании которого делается отчёт,
а также сверить актуальную форму отчёта с формой на сайте. Сайт является только
помощником, и вся ответственность в любом случае лежит на разработчике. В
14
последнее время на сайте перед отчётным периодом в срочном порядке проводят
корректировки, так как часто меняется законодательство, и его работа оставляет
желать лучшего.
7. В каждом регионе есть свои нюансы по заполнению, рекомендуем связаться с
проверяющим органом и уточнить детали.
8. Помните, что за размещение отходов относящихся к ТКО платит региональный
оператор.
Как проводить проверку правильно
Основное правило в этом вопросе: не дожидаться проверки.
Так как проверка может быть не только плановой, но и внеплановой. Плюс она может
быть выездной или документарной. Основанием для внеплановой проверки может
служить:
- истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
- приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить
поручение Президента РФ или Правительства РФ;
- обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о
существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде,
животному и растительному миру;
- чрезвычайная ситуация.
Чтобы быть подкованным, действуйте по инструкции:
1. Периодичность проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска,
присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании
установленных критериев риска.
Это называется риск ориентированный подход. Он зависит от категории негативного
воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора, а также от
следующих критериев:
- вида деятельности, осуществляемой на объекте надзора;
- места размещения объекта государственного надзора;
- наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме
предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного
приговора суда за экологические преступления;
15
- наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права
пользования недрами;
- решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности с
использованием объекта государственного надзора.
Выяснить категорию риска можно на официальном сайте Росприроднадзора (если вы
стоите на учёте). Переходите в раздел «Мои объекты», находим «Данные реестра», там
будет указана категория риска. Далее выясняем периодичность проверки по таблице.
Категории риска
Классы
(категории)
опасности
Особенности проведения плановых проверок
для федерального
государственного контроля
(надзора)
для регионального
государственного
контроля (надзора)
Чрезвычайно высокий
риск
1 класс
плановая проверка
проводится 1 раз в период,
установленный положением о
виде федерального
государственного контроля
(надзора) или положением о
лицензировании конкретного
вида деятельности
плановая проверка
проводится 1 раз в
год
Высокий риск
2 класс
плановая проверка
проводится 1 раз в 2
года
Значительный риск
3 класс
плановая проверка
проводится 1 раз в 3
года
Средний риск
4 класс
плановая проверка
проводится не чаще 1 раза в
период, установленный
положением о виде
федерального
государственного контроля
(надзора) или положением о
лицензировании конкретного
вида деятельности
плановая проверка
проводится не чаще
1 раза в 4 года и не
реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск
5 класс
плановая проверка
проводится не чаще
1 раза в 6 лет и не
реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск
6 класс
плановые проверки не проводятся (есть некоторые
исключения представленные в Постановление
Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от
15.01.2022)
2. Чтобы понять стоит ли ваша организация в плане проверок, необходимо поискать
с помощью ИНН свою компанию на сайте генпрокуратуры https://proverki.gov.ru/portal.
Плюс продублируйте поиск на сайте Росприроднадзора, который в начале года также
публикует план.
3. Начните подготавливать территорию объекта НВОС к проверке. На что обращают
внимания инспектора:
16
- на обращение с отходами производства (отходы должны накапливаться в строго
отведенных и оборудованных местах согласно своему классу опасности (обычно это
описывается в инструкции по обращению с отходами). Например, контейнеры с ТКО
должны стоять на водонепроницаемом участке, ртутные лампы или масляная ветошь
должна содержаться в металлических контейнерах в проветриваемом помещении под
замком, исключая возможность возгорания и т.д. ;
- на открытое хранение пылящих стройматериалов. Пыление можно снизить
периодическим поливом;
- на загрязнение почвы нефтепродуктами (такие загрязнения можно устранить песком
или сорбентом, после чего сдать на утилизацию);
- на загрязнение акватории водного объекта (при наличии). Даже заплывший мусор
будет считаться вашим, поэтому внимательно следите за этим моментом и вовремя
устраняйте загрязнение (в этом могут помочь боновые ограждения);
- на следы сжигания любых материалов;
- на эксплуатацию оборудования;
- на водонепроницаемость уличных туалетов;
- на наличие сбросов сточных вод на рельеф;
- на причинение любого вреда окружающей среде, растениям и животным.
4. Подготовьте персонал к проверке (каждый сотрудник должен знать свою область
ответственности и открыто говорить только о том, что ему известно). Не давайте лишней
информации.
5. Подготовьте план выявления необходимой экологической документации и поэтапной
разработки документов, а потом действуйте в соответствии с ним.
6. Сама проверка должна проходить строго по регламенту, а отход от него может
повлечь признание результатов проверки недействительными. Поэтому необходимо
знать следующее:
- проверяющий должен оповестить вашу организацию при плановой проверке не менее
чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения не менее чем за 24 часа при
внеплановой проверке. В случае высокой опасности здоровью людей и окружающей
среды уведомления может не быть);
- начинается проверка с изучения документов на основании которого проводится
проверка, а также с изучения удостоверения лиц, которые проводят её. Все данные и
даты должны биться. Обратите внимание на цель проверки, которая будет указана в
распоряжении. Именно эту цель (сферу обследования) нужно преследовать, например
17
если проверка проводится по ранее выданному предписанию, а инспектор выявляет
новые правонарушения, то этот момент необходимо оспаривать. Все привлекаемые к
проверке лица должны быть указаны в приказе. Все данные фиксируйте;
- обязательно пригласите понятых (например, главного инженера) и познакомьте их с
проверяющим в начале проверки. Все моменты, с которыми вы не согласны отражайте
в протоколе;
- помимо регистрационных и учредительных документов, инспектор должен определить
ответственное лицо, его квалификацию (приказ, обучение);
- не препятствуйте проведению проверки, открывайте любые помещения, чтобы это не
отразилось в протоколе;
- не оставляйте проверяющего одного. Его везде должен сопровождать хотя бы один
сотрудник;
- можно уведомить инспектора о видеофиксации всех должностных обязанностей.
Длится проверка не более 20 дней (для субъектов малого предпринимательства общий
срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для
малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год).
18
АУТСОРСИНГ
Какие документы заказывать и в каком порядке
Вы можете определить перечень документов самостоятельно, но я рекомендую всё же
проводить анализ документарного состояния с помощью специалистов. Тем более
многие компании выполняют такие услуги бесплатно.
Работу лучше всего поделить по этапам и заблаговременно. Это позволит равномерно
распределять средства и время.
Начинать необходимо с организации юридически правильного обращения с отходами,
назначения ответственных сотрудников, проверки оборудования и его эксплуатации.
Также юридически правильно необходимо составить договор на аренду помещений,
который разграничит обязанности по экологической отчётности.
Далее необходимо определять фронт работ с аутсорсинговой компанией. В начале
должна быть постановка на государственный учёт объекта НВОС, а также
инвентаризация отходов, выбросов и сбросов. В дальнейшем необходимо углубляться
в сторону самого сильного воздействия и планировать получение разрешений, и других
сопутствующих документов, а также проведение экспертиз и лабораторных
исследований. Этот процесс достаточно затратный по времени, поэтому планирование
может быть долгосрочным.
Наиболее частый сценарий: есть некоторое помещение, несколько источников
выбросов загрязняющих веществ и обращение с отходами.
Тогда ориентировочный план будет выглядеть так:
1 этап
Постановка объекта на учёт/ выявление ответственных лиц по договору аренды/
подготовка приказов/ проведение обучения/документарный анализ/ проверка
оборудования (при наличии)
2 этап
Проведение инвентаризации отходов/паспортизация отходов/подготовка инструкции по
обращению с отходами/подготовка журнала движения отходов
3 этап
Проведение инвентаризации выбросов
4 этап
Подготовка отчётности 2тп (отходы), декларации НВОС за прошедший год.
19
Стоит обратить внимание на результат работы, в случае договорных отношений. Так,
например, инспектор может выписать предписание о предоставлении санитарно-
эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны, и вы в договоре,
в разделе предмет договора, укажете именно этот документ. Но по факту это
промежуточный результат, который не помогает вам установить эту зону и внести её в
Росреестр. Следовательно, вы сможете ответить на предписание и устранить
недостатки, но не сможете уберечь предприятие от будущих градостроительных споров.
В целом экологическое сопровождение может быть даже выгодным, благодаря
опытным экологам. Например, аутсорсинговая компания, начала сталкиваться с
проверками портов на наличие ливневой системы и естественно предупреждать
остальных. Один из портов успел оборудовать свою площадку данной системой и
избежал штрафа в 500 000 р. Это история конечно про везучих. И лучше все
мероприятия планировать заранее.
В какой момент начинать
Планирование «экологизации» бизнеса лучше осуществлять на стадии подготовки
бизнес-плана. Но рыночная и экономическая ситуация такое сделать не позволяет.
Поэтому большинство компаний разрабатывают документы уже в процессе
эксплуатации объекта. У организации есть 6 месяцев для постановки объекта на
государственный учёт. Также стоит отметить, что действует мораторий на проведение
плановых неналоговых проверок в течение первых трех лет.
В разработке более фундаментальных документов юбая инвентаризация) должна
присутствовать некоторая устойчивость технологий, оборудования, цехов. Ведь любое
изменение повлечёт за собой актуализацию сведений в этих документах и
соответственно траты. Например, в порядке проведения инвентаризации выбросов
сообщается, корректировке подлежат документы в случае изменений более 10%
суммарных годовых (валовых) показателей.
20
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Реальные ситуации
Известно много случаев, когда жилые дома оказывались в зоне воздействия
предприятия. Без установленной санитарно-защитной зоны в Росреестре не числится
зона с особыми условиями использования территории. Поэтому администрация
разрешает строительство. Но в связи с сильным воздействием шума или выбросов
жильцы обязательно будут требовать свое право на благоприятную окружающую среду.
Таким образом компании оплачивают переселение людей, которые попали в зону
воздействия.
В одном из таких случаев белье развешенное во дворе было на утро грязным из-за
работы асфальтобетонного завода неподалеку.
А в другом случае люди заметили воздействие пестицидов, которые разбавлялись
недалеко в растворном цеху агрокомпании.
Известны случаи о взысканиях в результате размещения отходов более чем на 11
месяцев. Поэтому работа без договора на вывоз отходов тоже рискованная. Требуйте
акты по вывозу, а также лицензию на операции с отходами.
При обнаружении сжигания отходов суд обязательно потребует проведение
рекультивации, что повлечет большие расходы.
Следует внимательно относится с зеленым насаждениям. Санитарная чистка должна
проходить строго по разрешению и соответствующим методом. Особенно на участках
лесхоза.
Любая хозяйственная деятельность в водоохранной зоне реки или моря подлежит
согласованию с органами Росрыболовства. Например, один из объектов СТО построили
в такой зоне и сейчас Росрыболовство в соответствии с водным кодексом не выдает
разрешение на такую деятельность, что усложняет предпринимательство и владелец
постоянно ходит по судам.
Административное правонарушение
Надзорный орган выполняет свой план и пополняет казну. В связи с этим, если
организация не стоит на учёте, не предоставляет своевременно отчёты и не имеет
разрешительных документов на свою деятельность, на неё будет составлено
административное, а в особых случаях, и уголовное правонарушение.
21
В соответствии с главой 8 КоАП РФ, штрафы для юридических лиц могут достигать 500
000 рублей в зависимости от статьи. Суммы штрафов смотрите в таблице ниже. Плюс к
этой цифре можно прибавить нанесённый ущерб, стоимость которого очень сильно
варьируется.
Оплата штрафа не избавит от необходимости разрабатывать документы, поэтому
инспектора выписывают предписание, по итогам которого, вам будет необходимо
устранить недостаток и предоставить такие документы. Это еще один плюс в сторону
экономии средств.
Нарушение
Ответственность
Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо не соблюдали экологические требования
при обращении с отходами производства и
потребления
Для гражданина – штраф от
1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 10 000 до 30 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 100 000 до 250 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо скрыли, умышленно исказили или
несвоевременно сообщили полную и
достоверную информацию о состоянии
окружающей среды, об источниках загрязнения
окружающей среды или ином вредном
воздействии на окружающую среду
Для гражданина – штраф от 500
до 1 000 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 3 000 до 6 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 20 000 до 80 000
рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо нарушили водоохранный режим на
водосборах водных объектов, который может
повлечь загрязнение указанных объектов или
другие вредные явления
Для гражданина – штраф от 500
до 1 000 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 20 000 до 30 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 80 000 до 100 000
рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо не выполнили или несвоевременно
выполнили обязанности по приведению водных
объектов, их водоохранных зон и прибрежных
полос в состояние, пригодное для пользования
Для гражданина – штраф от
3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц
штраф от 20 000 до 30 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 200 000 до 300 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
22
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо нарушили требования к охране водных
объектов, которое может повлечь их
загрязнение, засорение (или) истощение
Для гражданина – штраф от
1 500 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 50 000 до 80 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 150 000 до 300 000
рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо загрязнили ледники, снежники или
ледяной покров водных объектов, или водный
объект, содержащий природные лечебные
ресурсы отходами производства и потребления
и (или) вредными веществами, равно
захоронению вредных веществ в водных
объектах
Для гражданина – штраф от
2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 50 000 до 80 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 150 000 до 300 000
рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо нарушили правила водопользования при
заборе воды, без изъятия воды и при сбросе
сточных вод в водные объекты
Для гражданина – штраф от 500
до 1 000 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 10 000 до 20 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 80 000 до 100 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое
лицо нарушили правила охраны атмосферного
воздуха в части выброса вредных веществ в
атмосферный воздух без специального
разрешения
Для должностных лиц –
штраф от 40 000 до 50 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 180 000 до 250 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое
лицо нарушили правила эксплуатации или не
использовали сооружения для очистки газов и
контроля выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух
Для должностных лиц –
штраф от 1 000 до 2 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 10 000 до 20 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не
внесли в установленные сроки плату за
негативное воздействие на окружающую среду
Для должностных лиц –
штраф от 3 000 до 6 000
рублей.
Для юридических лиц
штраф от 50 000 до 100 000
рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое
лицо использовали прибрежную защитную
полосу водного объекта, водоохранной зоны
водного объекта с нарушением
Для гражданина – штраф от
3 000 до 4 500 рублей.
Для должностных лиц –
штраф от 8 000 до 12 000
рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ
23
ограничений хозяйственной и иной
деятельности
Для юридических лиц
штраф от 200 000 до 400 000
рублей.
Приостановление хозяйственной деятельности
Верховный Суд РФ разъяснил некоторые условия, которые могут быть основанием к
ограничению, приостановлению или прекращению деятельности:
- эксплуатация предприятия продолжает причинять вред или угрожает новым вредом
том числе эксплуатация без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью
соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении
лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в
окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами);
- допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с
превышением нормативов содержания вредных веществ);
- допущенные нарушения имеют неустранимый характер (например, при размещении
отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в
государственный реестр объектов размещения отходов);
- истец должен доказать причинение вреда ОС (например, при планировании
строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов);
- наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности,
создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической
экспертизы не является основанием для отказа в иске.
24
КАК СТАТЬ ЗЕЛЁНОЙ КОМПАНИЕЙ
Чтобы стать реально зелёной компанией одних документов будет недостаточно. Ведь
весь смысл кроется в минимизации воздействия, поэтому дополнительно необходимы
мероприятия.
Маленькими шагами можно реализовать все цели, которые ставит перед собой
экологическое управление. Но прежде, чем начинать экологический менеджмент,
внедрение ESG, экологическое аудирование и сертификацию качества ISO, я считаю
необходимо использовать самые простые, яркие и минимальные в расходах
мероприятия. И творчество в этом вопросе очень важно.
Приведу несколько примеров, с чего можно начать большой путь к зелёной компании:
- установите раздельные контейнеры для сбора бумаги, пластика, стекла и алюминия;
- установите светодиоды вместо люминесцентных ламп;
- оборудуйте радиаторы водяного отопления ручной или автоматической системой
регулировки подачи тепла;
25
- установите на краны регуляторы расхода;
- переходите на облачное хранение документов;
- отдавайте предпочтение стройматериалам, древесине и бумаге (FSC);
- откажитесь от одноразовой посуды и пакетов в офисе;
- попробуйте выращивание продуктов на вытянутой руке;
- используйте биоразлагаемую посуду;
- используйте стабилизированный мох для оформления стоек/логотипа;
- собирайте дождевую воду для технических целей и т.д.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическая нагрузка в бизнесе должна быть сопоставима с негативным влиянием
организации. Распределение сил и ресурсов на эту область должно быть
рассредоточено по циклу работы компании.
Но полная безответственность в этой сфере неправильна, особенно в современном
обществе со здоровой средой и желаемым достойным будущим.
Экологическая ответственность в России ещё только на начальном этапе. Но многие
компании, в основном большие и развивающиеся думают о своём воздействии,
минимизируют его и становятся популярными. Так, например одна из таких компаний
по перевозке материалов на судах, выплывая с акватории мимо заповедных мест не
производит звуковые гудки. Эта же компания устраивает субботники с уборкой мусора,
а эти события освещаются в главном офисе в Дубае. На суднах этой компании давно
используются экологические требования, ведь для того, чтобы конкурировать в среде
нужно иметь такое качество как экологичность. Этот фактор должен быть одним из
отправных мотивов для скачка экологической обстановки в России.
Расположено на сайте http://eco-specialist.ru
27
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень экологических документов, в зависимости от категории
объекта и специфики деятельности
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
Свидетельство о
постановке на
государственный учёт
объекта,
оказывающего
негативное
воздействие на
окружающую среду
Выдаётся в результате
подачи заявления на
определение категории
объекта и постановки
объекта НВОС на учёт в
Росприроднадзор
+
+
+
+
+
В течении 6
месяцев со дня
ввода объекта
в эксплуатацию
Приказ о назначении
ответственных лиц за
экологическую
безопасность
При обращении с
опасными отходами, при
организации
мониторинга, при
назначении
ответственного за
мероприятия при НМУ и
т.д. должен быть
подготовлен приказ
+
+
+
+ (при
необхо
димост
и)
-
При
наступлении
события
Документы о
квалификации по
программе «обучение
по экологической
безопасности
руководителями и
специалистами
общехозяйственных
систем управления»
Выдаются в результате
прохождения
профессионального
обучения или получения
дополнительного
профессионального
образования. Для
руководителей
организаций и
специалистов,
ответственных за
принятие решений при
осуществлении
хозяйственной и (или)
иной деятельности,
которая оказывает или
может оказывать
негативное воздействие
на окружающую среду
+
+
+
+
-
При
наступлении
события
Документы о
квалификации по
программе
«обращение с
опасными отходами»
Выдаются в результате
прохождения
профессионального
обучения или получения
дополнительного
профессионального
образования. Для лиц,
которые допущены к
сбору,
транспортированию,
обработке, утилизации,
обезвреживанию,
+
+
+
+
-
При
наступлении
события
28
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
размещению отходов I -
IV классов опасности
Комплексное
экологическое
разрешение (КЭР)
Сводный документ по
основным видам
негативного
воздействия на ОС
(отходы, воздух, вода)
+
+/-
при
наличи
и НДТ
-
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Декларация о
воздействии на
окружающую среду
(ДВОС)
Сводный документ по
основным видам
негативного
воздействия на ОС
(отходы, воздух, вода)
-
+
-
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Программа
производственного
экологического
контроля (ПЭК)
Документ,
устанавливающий
порядок
производственного
экологического
контроля, который
осуществляется
природопользователями
в целях обеспечения
выполнения в процессе
хозяйственной
деятельности
мероприятий по охране
окружающей среды и
рациональному
использованию
+
+
+
-
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Отчет об организации
и о результатах
осуществления
производственного
экологического
контроля
Отчет содержит
информацию по
выбросам вредных
загрязняющих веществ
(ВЗВ) в атмосферный
воздух, по обращению с
отходами, по сбросам
сточных вод в водные
объекты
+
+
+
-
-
Ежегодный
отчёт (до 25
марта)
Программа
повышения
экологической
эффективности
Программа содержит
мероприятия по
реконструкции,
техническому
перевооружению
объектов, оказывающих
негативное воздействие
на окружающую среду,
сроки их выполнения,
объем и источники
финансирования,
перечень ответственных
за их выполнение
должностных лиц
+(при
соблюд
ении
нормат
ивов)
-
-
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
План мероприятий по
охране окружающей
среды
-
+(при
соблюд
ении
нормат
ивов)
+(при
соблю
дении
норма
тивов)
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Инвентаризация
стационарных
Документ необходим
всем, кто выбрасывает
+
+
+
вправ
е
-
Действует 5
лет (при
29
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
источников выбросов
ЗВ
ЗВ и у кого есть
источники загрязнения
атмосферного воздуха
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Нормативы
допустимых выбросов
ЗВ
Согласованные
нормативы выбросов ЗВ
в атмосферный воздух
+
+
+(для
вещес
тв 1-2
класс
а)
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Отчет по форме 2-ТП
(воздух)
Отчёт, содержащий
сведения о выбросах
загрязняющих веществ
в атмосферный воздух
(выбросы превышают 10
тонн в год или
составляют от 5 до 10
тонн в год включительно
при наличии в составе
выбросов загрязняющих
атмосферу веществ 1 и
(или) 2 класса
опасности)
+
+
+
-
-
Ежегодный
отчёт (до 1
февраля)
Инвентаризация
источников сброса ЗВ
Проект, который
определяет типы
источников сбросов
(расположенных на
территории
предприятия)
загрязняющих веществ
в водный объект или
ЦСВ
+
+
+
вправ
е
-
Действует 5
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Нормативы
допустимых сбросов
ЗВ в водный объект
Кто сбрасывает
сточные воды в водный
источник
+
+
+(для
вещес
тв 1-2
класс
а)
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Нормативы
допустимых сбросов
ЗВ в ЦСВ
Документ
устанавливает критерии
сбрасываемых
промышленных отходов
в ЦСВ
+
+
-
-
-
Действует от 3
до 5 лет
Отчет по форме 2-ТП
(водхоз)
Отчёт содержит
информацию о
водопользовании
хозяйствующего
субъекта. Необходим
тем, кто сбрасывает
воду в водный объект и
забирает более 50 м3 в
сут, а также тем кто
имеет систему
оборотного
+
+
+
+
+
Ежегодный
отчёт (до 22
января)
30
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
водоснабжения 5000 м3
в сут
Отчет по форме 2-ОС
Отчёт содержит
сведения о выполнении
водохозяйственных и
водоохранных работ на
водных объектах
+
+
+
+
+
Ежегодный
отчёт (до 25
января)
Отчёт по форме 6,1-
6,3
Отчёт по результатам
наблюдения за водными
объектами, их
морфометрическими
особенностями.
Необходим
организации, если
имеются официальные
(зарегистрированные)
выпуски сточных,
ливневых вод,
водозаборные
сооружения, либо
оформлена часть
акватории в
пользование (например,
добыча ПГС, переход
через водный объект
коммуникаций или
трубопроводов и т.д.)
+
+
+
+
+
Ежегодный
отчёт (до 15
марта)
Отчёт по форме 3,1-
3,3
Отчёт содержит
сведения: объем забора
(изъятия) водных
ресурсов из водных
объектов и объем
сброса сточных вод и
(или) дренажных вод, их
качества
+
+
+
+
+
Ежеквартальн
ый отчёт (до 10
числа месяца,
следующего за
отчетным
кварталом)
Технологические
нормативы
выбросов/сбросов
Проект, который
содержит показатели
концентрации
загрязняющих веществ,
объема и (или) массы
выбросов в расчете на
единицу времени или
единицу производимой
продукции (товара),
выполняемой работы,
оказываемой услуги
+
-
(только
для
объект
ов
ЦСВ)
-
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Инвентаризация
источников
образования отходов
Проект,
систематизирующий
сведения об
определенных
технологических
процессах
хозяйственной
деятельности, в
результате которых
вещества, материалы и
+
+
+
+
+
Действует 5
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
31
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
изделия переходят в
состояние «отход»
Нормативы
образования отходов и
лимиты на их
размещение
Проект отражает
информация о том,
какие процессы
приводят к образованию
отходов, их вид, класс
опасности и годовое
количество
+
+
-
-
-
Действует 7
лет (при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Паспортизация
отходов
Паспорт составляется
на каждый отход на
основании данных о
составе и свойствах, а
также оценки их
опасности
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Отчет по форме 2-ТП
(отходы)
Отчёт, содержащий
сведения о количестве
отходов производства и
потребления
+
+
+
+
+
Каждый год до
22 января
Ежеквартально
Журнал движения
отходов
Документ, содержащий
сведения о движении
отходов производства и
потребления
+
+
+
+
+
Ведётся
ежеквартально
(внутренний
документ)
Отчетность об
образовании,
утилизации,
обезвреживании, о
размещении отходов
Сдаётся в составе
отчета об организации и
о результатах
осуществления
производственного
экологического
контроля
-
-
+
-
-
В соответствии
с программой
производствен
ного
экологического
контроля
Отчетность о
выбросах ЗВ в
атмосферный воздух
-
-
+
-
-
Декларация о плате
за НВОС
Документ исчисляющий
размер платы
+
+
+
-
+
Ежегодный
отчёт (до 10
марта)
Ежегодная
плата (до 1
марта)
Отчет по форме 4-ОС
Документ, в котором
отражают данные об
экоплатежах и текущих
затратах предприятия
на охрану окружающей
среды более 100 000 р
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 25
января)
Декларация о
количестве
выпущенных в
обращение готовых
товаров
Предоставляется
производителями,
импортерами товаров,
подлежащих утилизации
после утраты ими
потребительских
свойств
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 1
апреля)
Расчет суммы
экологического сбора
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 15
апреля)
Формирование
отчетности о
выполнении
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 1
апреля)
32
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
нормативов
утилизации товаров
Проект санитарно-
защитной зоны (СЗЗ)
Проект, который
определяет
специальную
территорию с особым
режимом
использования, размер
которой обеспечивает
уменьшение
воздействия
загрязнения на
атмосферный воздух
+
+
+
- (при
необхо
димост
и)
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Ущерб водным
биологическим
ресурсам
Проект, в котором
оценивается ущерб и
рассчитываются
компенсационные
мероприятия.
Необходим при заборе
воды с поверхностного
источника,
дноуглубительных или
берегоукрепительных
работах. А также в
процессе строительства
в водоохранной зоне
+
+
+
+
-
Срок действия
определяется
от воздействия
и указывается
в решении
Росрыболовств
а
Отчёт по форме N 5-
ОС
Сведения об
искусственном
воспроизводстве
водных биологических
ресурсов (при наличии
решения
компенсационных
работ)
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 1
февраля)
Проект плана
мероприятий при НМУ
В проекте производится
оценка ситуации и при
необходимости
разработка
мероприятий
+
+
+
-
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Журнал НМУ
При наличии
согласованных
мероприятий при НМУ
+
+
+
-
-
Ведётся
ежеквартально
(внутренний
документ)
Проект организации
зон санитарной
охраны источника
водоснабжения (ЗСО)
Документ
разрабатывается
лицами, которые
добывают воду для
питьевых и
хозяйственно-бытовых
нужд
+
+
+
+
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Проект рекультивации
нарушенных земель
Производится лицами,
деятельность которых
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно)
33
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
привела к деградации
земель
Отчёт по форме N 2-
ТП (рекультивация)
Подают лица, которые
производили
рекультивацию земель,
снятие и использование
плодородного слоя
почвы
+
+
+
+
+
Ежегодный
отчёт (до 1
февраля)
Проект освоения леса
Проект необходимо
разрабатывать лицам, в
процессе деятельности
которых проводится
освоение лесов на
правах бессрочного
пользования, либо
договора аренды
лесного участка
+
+
+
+
+
Срок
указывается в
решение
экспертизы
Инструкция по
обращению с
отходами
производства и
потребления
Инструкция определяет
правовые основы
обращения с отходами
производства и
потребления
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Лицензия на
обращение с отходами
Документ выдаваемый
Росприроднадзором,
разрешающий сбор,
использование,
обезвреживание и
размещение опасных
отходов I-IV классов
опасности
+
+
+
+
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Лицензия на
недропользование
Производится лицами,
которые добывают
подземную воду
+
+
+
+
+
Срок
указывается в
решение
экспертизы
План по
предупреждению и
ликвидации аварийных
разливов нефти и
нефтепродуктов
(ПЛАРН)
Документ, который
определяет меры и
действия, необходимые
для предупреждения,
своевременного
выявления и
ликвидации любых
последствий возможных
чрезвычайных
ситуациях на объектах,
связанных с аварийным
разливом нефти
+
+
+
+
+
Срок действия
3 года
Отчет о выбросах
парниковых газов
Отчёт представляется
юридическими лицами и
индивидуальными
предпринимателями,
относящимися в
соответствии с
Федеральным законом
"Об ограничении
+
+
+
+
-
Ежегодный
отчёт (до 1
июля)
34
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
выбросов парниковых
газов" к регулируемым
организациям
Декларация состава и
свойств сточных вод
Документ, который
ежегодно подают те
абоненты Водоканала,
которые имеют
нормативы допустимых
сбросов или же те, кто
не имеет НДС, но
ежесуточно сбрасывают
более 30 кубических
метров в центральные
сети водоснабжения
+
+
+
-
-
Ежегодный
отчёт (до 1
ноября)
Раздел охраны
окружающей среды
(ООС)
Документ оформляется
при разработке
проектно-сметной
документации на
строительство,
реконструкцию и
проходит
государственную
экспертизу
+
+
+
+
+
Срок
указывается в
разрешение на
строительство
Программа
мониторинга
Внутренний документ
необходим для
эксплуатации: мусорный
полигон, поля
фильтрации и т.п.
+
+
+
-
-
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Отчетность о
результатах
мониторинга
состояния и
загрязнения
окружающей среды
При наличии
программы мониторинга
+
+
+
-
-
Ежегодный
отчёт (до 15
января)
Отчёт по форме N 4-
ЛС
Предоставляют
пользователи недр всех
форм собственности,
имеющие лицензии на
геологическое изучение,
разведку и разработку
месторождений
подземных вод,
ежегодно в течение
всего срока действия
лицензии
+
+
+
+
+
Ежегодный
отчёт (до 20
января)
Программа
регулярных
наблюдений за
водным объектом
При нахождении
компании в
водоохранной зоне или
в акватории водного
объекта
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
35
Документация/отчётно
сть (при наличии
наблюдаемого
события)
Краткое описание
документа
Категория объекта НВОС
Срок
I
II
III
IV
Без
категор
ии
Журнал
водопотребления
При заборе воды
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Журнал учета
применения
пестицидов
При применении
пестицидов
+
+
+
+
+
Разрабатывает
ся один раз
(бессрочно при
отсутствии
изменений в
производствен
ной
деятельности)
Скачать инструкцию

* Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфидециальности